Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МБ ДОУ "Детский сад № 52" АГО для обучающихся с НОДА
Описание образовательной программы
Краткая
презентация программы
Адаптированная образовательная
программа дошкольного образования для обучающихс с нарушениями
опорно-двигательного аппарата Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 52»
Асбестовского городского округа (далее Программа) разработана в соответствии с
нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г.
№ 273 – ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования
и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155);
- Федеральная адаптированная
образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (утверждена Приказом Министерства
просвещения РФ от 24 ноября 2022 г., зарегистрировано в Минюсте РФ 27
января 2023 г., регистрационный № 72149);
- Приказ Министерства
просвещения РФ от 15.05.2020 №236 «Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования»;
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи (утверждены постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г.
№ 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный №
61573);
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденными постановлением Главного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2;
- Постановление Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 27 октября 2020 г. № 32 Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации общественного питания населения;»
- Устав МБ ДОУ «Детский сад № 52» АГО.
Программа является документом, в соответствии с
которым в МБ ДОУ «Детский сад №52» АГО осуществляется образовательную
деятельность на уровне дошкольного образования с детьми старшего дошкольного
возраста с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). Содержание и
планируемые результаты (целевые ориентиры) Программы не ниже соответствующего
содержания и планируемых результатов ФАОП.
Срок
реализации Программы 2 года – для детей старшего дошкольного возраста 5-7 (8)
лет с НОДА.
Образовательная деятельность осуществляется на
государственном языке Российской Федерации (русском). Освоение образовательных
программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточной и
итоговой аттестаций обучающихся, согласно части 2 Федерального закона от
29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Программа
предназначена для реализации в группах полного дня. Программа реализуется в
течение всего времени пребывания детей в дошкольном отеделении.
Адаптированная основная образовательная программа
дошкольного образования для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
обеспечивает образовательную деятельность и коррекцию нарушений развития в
группе комбинированной направленности для детей с ограниченными возможностями
здоровья (нарушения опорно-двигательного аппарата) с учетом особенностей их
психофизического развития и индивидуальных возможностей.
В Программе Муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №
52» Асбестовского городского округа (далее по тексту – МБДОУ «Детский сад № 52»
АГО или детский сад) определены коррекционные цели, задачи, основные
направления работы, условия и средства реализации Программы.
Цель Программы: обеспечение условий для дошкольного образования,
определяемых общими и особыми потребностями ребёнка раннего и дошкольного
возраста с НОДА, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Программа состоит из обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются
взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.
Обязательная часть Программы соответствует содержанию Федеральной
адаптированной образовательной программы дошкольного образования (ФАОП ДО) и
составляет примерно 60% содержания Программы. Часть, формируемая участниками
образовательных отношений, составляет примерно 40% содержания. Обе части являются взаимодополняющими и отражены в
каждом разделе.
Структура Программы в соответствии с требованиями
Стандарта включает три основных раздела - целевой, содержательный и
организационный.
Целевой
раздел Программы включает пояснительную записку и планируемые результаты
освоения Программы, определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к
формированию Программа построена на следующих
принципах: поддержка разнообразия детства, сохранение уникальности и
самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, позитивная
социализация, возрастная адекватность образования, личностно-развивающий и
гуманистический характер взаимодействия педагогических работников и родителей.
Реализация специфических принципов и подходов к
формированию АОП ДО для обучающихся с НОДА предполагает такое построение
образовательной деятельности, которое открывает возможности для
индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории
развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью,
учитывающей его интересы, мотивы, способности и психофизические особенности, обеспечивают:
развивающее вариативное образование, образовательное содержание предлагается
ребенку через разные виды деятельности с учетом зон актуального и ближайшего
развития ребенка, что способствует развитию, расширению как явных, так и
потенциальных возможностей ребенка.
Между отдельными разделами
Программы существуют многообразные взаимосвязи: познавательное развитие
обучающихся с НОДА тесно связано с двигательным, речевым и
социально-коммуникативным, художественно-эстетическое - с познавательным и
речевым. Содержание образовательной деятельности в каждой области тесно связано
с другими областями.
Содержательный
раздел Программы включает описание образовательной деятельности по пяти
образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное
развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое
развитие. В
Программе определено содержание образовательных областей с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей обучающихся в различных видах деятельности, таких
как: предметная деятельность, игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и
другие виды игры), коммуникативная (общение и взаимодействие с педагогическим
работником и другими детьми), познавательно-исследовательская (исследование и
познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия
с ними), а также такими видами активности ребенка, как: восприятие
художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой
труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая
конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная
(рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных
произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских
музыкальных инструментах), двигательная (овладение основными движениями) формы
активности ребенка.
С учетом
специальных образовательных потребностей детей с НОДА раздел коррекционной
программы, который отражает специфику коррекционно-педагогической деятельности
с детьми с НОДА. Формы, способы, методы и средства реализации программы,
которые отражают аспекты образовательной среды: предметно-пространственная
развивающая образовательная среда; характер взаимодействия с педагогическим
работником; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка
к миру, к другим людям, к себе самому; содержание образовательной деятельности
по профессиональной коррекции нарушений развития обучающихся (программу
коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР).
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений, раскрывает особенности традиционных событий,
праздников, мероприятий, направлений работы. Выбор данных направлений
соответствует потребностям и интересам детей. Вариативная часть разработана с
учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий Уральского
региона. Организационный раздел содержит описание материально-технического
обеспечения Программы, включает распорядок и режим дня, а также особенности
традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации
развивающей предметно-пространственной среды, особенности взаимодействия
педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Организационный раздел Программы описывает систему
условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения
целей Программы, планируемых результатов ее освоения в виде целевых ориентиров,
а также особенности организации образовательной деятельности, а именно
описание: – психолого-педагогических, кадровых, материально-технических и
финансовых условий, – особенностей организации развивающей
предметно-пространственной среды, – особенностей образовательной деятельности
разных видов и культурных практик, – способов и направлений поддержки детской
инициативы, – особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями
дошкольников, –особенностей разработки режима дня и формирования распорядка дня
с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их специальных
образовательных потребностей
Одной из важнейших задач является
просветительско-консультативная работа с семьей, привлечение родителей к
активному сотрудничеству. Цель взаимодействия педагогического коллектива МБДОУ
«Детский сад комбинированного вида № 52» АГО с семьѐй заключается в обеспечении
разносторонней поддержки воспитательного потенциала семьи. Цель взаимодействия
с родителями: сделать родителей активными участниками педагогического процесса,
информирование о ортопедическом режиме в домашних условиях: знакомство с приемами массажа
и нормализации тонуса мышц, рекомендации по формированию у ребенка двигательных
навыков родители (законные представители) могут получить у мед.сестры по
массажу и в специальной литературе. Виды взаимоотношений: сотрудничество, взаимодействие.