Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МБ ДОУ "Детский сад № 52" АГО для обучающихся с задержкой психического развития
Описание образовательной программы
Краткая презентация программы
Адаптированная образовательная
программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад
комбинированного вида № 52» Асбестовского городского округа (далее Программа)
разработана в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г.
№ 273 – ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства
образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155);
- Федеральная адаптированная
образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (утверждена Приказом Министерства
просвещения РФ от 24 ноября 2022 г., зарегистрировано в Минюсте РФ 27
января 2023 г., регистрационный № 72149);
- Приказ Министерства
просвещения РФ от 15.05.2020 №236 «Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования»;
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи (утверждены постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г.
№ 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный №
61573);
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденными постановлением Главного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2;
- Постановление Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 27 октября 2020 г. № 32 Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации общественного питания населения;»
- Устав МБ ДОУ «Детский сад № 52» АГО.
Программа является документом, в соответствии с которым
в МБ ДОУ «Детский сад №52» АГО осуществляется образовательную деятельность на
уровне дошкольного образования с детьми старшего дошкольного возраста с
ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). Содержание и планируемые
результаты (целевые ориентиры) Программы не ниже соответствующего содержания и
планируемых результатов ФАОП.
Срок
реализации Программы 2 года – для детей старшего дошкольного возраста 5-7 (8)
лет с ЗПР.
Образовательная деятельность осуществляется на
государственном языке Российской Федерации (русском). Освоение образовательных
программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточной и
итоговой аттестаций обучающихся, согласно части 2 Федерального закона от
29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Программа
предназначена для реализации в группах полного дня. Программа реализуется в
течение всего времени пребывания детей в дошкольном отеделении.
Программа
для детей с ЗПР разработана с учетом особенностей развития и особых
образовательных потребностей, обучающихся с задержкой психического развития. В Программе Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 52»
Асбестовского городского округа (далее по тексту – МБДОУ «Детский сад № 52» АГО
или детский сад) определены коррекционные цели, задачи, основные направления
работы, перечислены группы обучающихся с ЗПР и их особые образовательные
потребности, условия и средства реализации Программы.
Программа направлена на
реализацию прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и
качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка,
формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и
обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях
интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития
человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; и определяет комплекс основных
характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые
результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального
общего образования за счет обеспечения равных стартовых возможностей на
начальных этапах обучения в общеобразовательной организации и развитии
функционального базиса для формирования предпосылок универсальных учебных
действий (далее - УУД).
АОП предназначена для выстраивания
коррекционно-образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста,
которым на основании заключения ПМПК рекомендована АОП для детей с ЗПР.
Программа состоит из обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются
взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.
Обязательная часть Программы соответствует содержанию Федеральной
адаптированной образовательной программы дошкольного образования (ФАОП ДО) и
составляет примерно 60% содержания Программы. Часть, формируемая участниками
образовательных отношений, составляет примерно 40% содержания
Структура Программы в соответствии с требованиями
Стандарта включает три основных раздела - целевой, содержательный и
организационный.
Целевой
раздел Программы включает пояснительную записку и планируемые результаты
освоения Программы, определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к
формированию Программа построена на следующих
принципах: поддержка разнообразия детства, сохранение уникальности и
самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, позитивная
социализация, возрастная адекватность образования, личностно-развивающий и
гуманистический характер взаимодействия педагогических работников и родителей
Реализация специфических принципов и подходов к
формированию АОП ДО для обучающихся с ЗПР обеспечивают: социально-адаптирующую
направленность образования, системный и комплексный подход к диагностике и
коррекции нарушений: для построения коррекционной работы, опоры на
закономерности онтогенетического развития, деятельностный подход в обучении и
воспитании
Программы, планируемые результаты ее освоения в виде
целевых ориентиров.
Содержательный
раздел Программы включает описание образовательной деятельности по пяти
образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное
развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое
развитие. С учетом специальных образовательных
потребностей детей с ЗПР к каждой из образовательных областей добавляется
раздел коррекционной программы, который отражает специфику коррекционно-педагогической
деятельности с детьми с ЗПР. Формы, способы, методы и средства
реализации программы, которые отражают аспекты образовательной среды:
предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер
взаимодействия с педагогическим работником; характер взаимодействия с другими
детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому;
содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений
развития обучающихся (программу коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР).
Программа определяет содержание образовательных областей с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей обучающихся в различных видах детской деятельности.
Содержательный раздел Программы включает описание
коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и включение
обучающихся с ЗПР в социум, особенности взаимодействия педагогического
коллектива с семьями обучающихся
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений, раскрывает особенности традиционных событий,
праздников, мероприятий, направлений работы. Выбор данных направлений
соответствует потребностям и интересам детей. Вариативная часть разработана с
учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий Уральского
региона. Организационный раздел содержит описание материально-технического
обеспечения Программы, включает распорядок и режим дня, а также особенности
традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации
развивающей предметно-пространственной среды, особенности взаимодействия
педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Одной из важнейших задач является
просветительско-консультативная работа с семьей, привлечение родителей к
активному сотрудничеству. Цель взаимодействия педагогического коллектива МБДОУ
«Детский сад комбинированного вида № 52» АГО с семьѐй заключается в обеспечении
разносторонней поддержки воспитательного потенциала семьи для успешного
коррекционноразвивающего обучения детей с ЗПР, помощи родителям в осознании
самоценности дошкольного периода детства как базиса для всей последующей жизни
человека. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам
образования ребѐнка происходит через непосредственное вовлечение их в
образовательную коррекционно-развивающую деятельность, посредством создания
образовательных проектов совместно с семьѐй на основе выявления потребностей и
поддержки образовательных инициатив семьи. Цель взаимодействия с родителями:
сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им
помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей. Виды
взаимоотношений: сотрудничество, взаимодействие.