Образовательная программа дошкольного образования МБ ДОУ "Детский сад № 52" АГО
Описание образовательной программы
Образовательная программа дошкольного образования
(далее Программа) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад комбинированного вида № 52» Асбестовского городского
округа разработана в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден
приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в
Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа
Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте
России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264)
(далее – ФГОС ДО)
- Федеральной образовательной программой
дошкольного образования (утверждена
приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в
Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847) (далее – ФОП ДО).
Целью Федеральной
программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства
с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе
духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и
национально-культурных традиций.
Программа отвечает образовательному запросу
социума, обеспечивает развитие личности
детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с
учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических
особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития,
необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ
начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям
дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов
деятельности.
Программа сформирована как
программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и
индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет
комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые
результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Программа является проектированием социальных ситуаций
развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих
позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через
общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы
активности.
Программа
определяет содержательные линии образовательной деятельности, реализуемые в
детском саду по основным направлениям развития детей дошкольного возраста
(социально-коммуникативного, познавательного, речевого,
художественно-эстетического, физического развития).
В каждой образовательной области
сформулированы задачи и содержание образовательной деятельности,
предусмотренное для освоения в каждой возрастной группе детей в возрасте от одного года до семи - восьми лет.
Представлены задачи воспитания, направленные на приобщение детей к ценностям
российского народа, формирование у них ценностного отношения к окружающему
миру.
Программа
состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений (далее по тексту выделена
курсивом). Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки
зрения реализации Стандарта.
Обязательная часть
Программы
соответствует ФОП ДО и обеспечивает:
‒ воспитание и
развитие ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его
гражданской и культурной идентичности на доступном его возрасту содержании
доступными средствами;
‒ создание единого
ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к
духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как
знающего и уважающего историю и культуру
своей семьи, большой и малой
Родины;
‒ создание единого
федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до
поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям),
равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места и региона проживания.
Часть Программы,
формируемая участниками образовательных отношений, направлена на развитие детей в пяти
образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках, ориентирована на специфику национальных,
социокультурных условий, в том числе, предусматривает включение
воспитанников в процесс ознакомления с региональными особенностями города
Асбеста и Свердловской области, раскрывает особенности традиционных событий,
праздников, мероприятий, направлений работы. Выбор данных направлений
соответствует потребностям и интересам детей
Цель взаимодействия педагогического коллектива ДОУ с
семьѐй заключается в обеспечении разносторонней поддержки воспитательного
потенциала семьи, помощи родителям в осознании самоценности дошкольного периода
детства как базиса для всей последующей жизни человека.
Взаимодействие с родителями (законными
представителями) по вопросам образования ребѐнка происходит через
непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, посредством
создания образовательных проектов совместно с семьѐй на основе выявления
потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Главными целями взаимодействия педагогического
коллектива детского сада с семьями обучающихся являются:
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи
и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах
образования, охраны и укрепления здоровья детей раннего и дошкольного
возрастов;
- обеспечение единства подходов к воспитанию и
обучению детей в условиях детского сада и семьи; повышение воспитательного
потенциала семьи.
Деятельность педагогического коллектива МБ ДОУ
«Детский сад № 52» АГО по построению взаимодействия с родителями (законными
представителями) обучающихся осуществляется по нескольким направлениям:
1)
диагностико-аналитическое
направление включает получение и анализ данных о семье каждого обучающегося, её
запросах в отношении охраны здоровья и развития ребёнка; а также планирование
работы с семьей с учётом результатов проведенного анализа; согласование
воспитательных задач. Диагностико-аналитическое направление реализуется через
опросы, социологические срезы, индивидуальные блокноты, «почтовый ящик»,
педагогические беседы с родителями (законными представителями); дни открытых
дверей, открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей;
ü
просветительское
направление предполагает просвещение родителей (законных представителей) по
вопросам особенностей психофизиологического и психического развития детей
раннего и дошкольного возрастов; выбора эффективных методов обучения и
воспитания детей определенного возраста; ознакомление с актуальной информацией
о государственной политике в области ДО, включая информирование о мерах
господдержки семьям с детьми дошкольного возраста; информирование об
особенностях реализуемой в МБ ДОУ «Детский сад № 52» АГО образовательной
программы; условиях пребывания ребёнка в группе детского сада; содержании и
методах образовательной работы с детьми;
ü
консультационное
направление объединяет в себе консультирование родителей (законных
представителей) по вопросам их взаимодействия с ребёнком, преодоления
возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с ООП в условиях
семьи; особенностей поведения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и
педагогом; возникающих проблемных ситуациях; способам воспитания и построения
продуктивного взаимодействия с детьми раннего и дошкольного возрастов; способам
организации и участия в детских деятельностях, образовательном процессе и
другому.
Просветительское и консультационное направления
реализуются через групповые родительские собрания, конференции, круглые столы,
семинары-практикумы, тренинги и ролевые игры, консультации, педагогические
гостиные, родительские клубы и другое; информационные проспекты, стенды, ширмы,
папки- передвижки для родителей (законных представителей); сайты МБ ДОУ
«Детский сад № 52» АГО и социальные группы в сети Интернет; медиарепортажи и
интервью; фотографии, выставки детских работ, совместных работ родителей (законных
представителей) и детей. Включают также и досуговую форму - совместные
праздники и вечера, семейные спортивные и тематические мероприятия,
тематические досуги, знакомство с семейными традициями и другое.
Совершенствование и развитие Программы и сопутствующих
нормативно-правовых, методических, кадровых, информационных и
материально-технических ресурсов предполагается осуществлять с участием
экспертного и широкого профессионального сообщества педагогов дошкольного
образования, федеральных, региональных, муниципальных органов управления
образованием Российской Федерации, руководства детского сада, а также других
участников образовательных отношений и сетевых партнеров по реализации
образовательных программ (далее – Участники совершенствования Программы).
Организационные условия для участия вышеуказанной
общественности в совершенствовании и развитии Программы включают:
- предоставление доступа к открытому тексту Программы в
электронном и бумажном виде;
- предоставление возможности давать экспертную оценку,
комментировать ее положения на открытых профессионально-педагогических
семинарах и конференциях.