18.05.2021
Кто такие «дети дождя»? Это дети, которые от всех убегают, постоянно нуждаются в заботе и прячутся от других людей будто бы под зонтик. Это дети, которые всего боятся и постоянно отводят свой взгляд от окружающих. «Дети дождя» — это особые, отличные от нас люди, часто беззащитные и нуждающиеся в нашем понимании, участии и помощи.
В настоящее время распространенность расстройств аутистического спектра досаточно велика. Педагоги детского сада не редко встречаются с детьми, которые не пользуются активной речью как средством общения. У неговорящих детей может быть нормальный слух или тяжёлая степень тугоухости, их органы речи могут быть органически сильно повреждены или совсем не иметь патологий, интеллектуальный уровень их развития может быть очень высок, а может быть – значительно снижен. В каждом конкретном случае причину патологического речевого развития определяет врач, опираясь на результаты объективного обследования ребёнка. Если медицинское обследование не выявило органических нарушений речедвигательного и речеслухового аппаратов, а также нет видимых предпосылок для грубого недоразвития мыслительных процессов, но у ребёнка замечены выраженные особенности эмоционально – волевой сферы, ему может быть поставлен диагноз ранний детский аутизм (РДА).
В настоящее время ранний детский аутизм рассматривают как вариант тяжелого нарушения в развитии. Детский аутизм проявляется в разных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развития (Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., 2001). Неговорящие аутичные дети отличаются наиболее глубокими эмоциональными расстройствами, резким снижением психического тонуса, тяжелыми нарушениями произвольной деятельности, они не испытывают потребности в общении с окружающим миром. Современные медицинские возможности позволяют (ЭЭГ, компьютерная томография и др.) позволяют выявить морфологические и биохимические изменения, лежащие в основе дисфункций мозга при аутизме.
Первые симптомы аутизма обнаруживаются в детском возрасте до трёх лет. Это могут быть: — отсутствие реакции ребёнка на собственное имя;
— навязчивые бессмысленные движения пальцев рук ребёнка перед собственным лицом;
— повторяющиеся стереотипные действия (например, ребёнок многократно открывает и закрывает дверцу шкафа, бесконечно долго крутит колесо игрушечной машинки), переключить внимание с которых очень трудно;
— уклонение ребёнка от прямого контакта глаз;
— отказ ребёнка от взаимодействия с окружающими (проявляется на всех уровнях общения и деятельности)
-отставание ребёнка в развитии практических навыков
-специфичные узконаправленные увлечения, игры и интересы ребёнка;
-сильная избирательность ребёнка во всех сферах жизни: в еде, в одежде, в маршрутах прогулок и т.д.
-наличие самоагрессии, импульсивных действий;
— двигательные действия неуклюжи;
-мимика ребёнка не нацелена на коммуникацию;
-уровень интеллектуального развития у разных детей данной категории может варьироваться от очень высокого (как правило, в какой – то одной области знаний) до очень низкого. Умственное развитие таких детей характеризуется ограниченностью понимания, конкретностью мышления, механичностью в восприятии и воспроизведении навыков.
— резко отрицательная реакция ребёнка на попытку научить его чему – то новому;
— своеобразное речевое развитие, которое выражается в: — специфичном повторении и интонировании фраз, слов, звукоподражаний отсроченных по времени и не соответствующих ситуации общения;
— частичный или полный отказ ребёнка от использования речи;
— речь ребёнка о себе в третьем лице;
— наличие штампов в образовании фраз;
Грубые нарушения навыков коммуникации с окружающими людьми, трудности социализации является одной из основных проблем детей с расстройствами аутистического спектра. Во многих случаях ребёнок с аутизмом не в состоянии выразить социально приемлемым способом или словами то, что хочет, думает или чувствует. Еще одна из выраженных особенностей аутичных детей состоит в их выборочном и спонтанном усвоении информации, а также трудности в произвольном использовании той информации, которой ребёнок владеет.
Осуществление социальной адаптации детей с аутизмом находится в тесной взаимосвязи с уровнем сформированности у них коммуникативных умений, поведенческой и эмоциональной сферы. Только при направленном обучении и воспитании возможно формирование некоторых коммуникативных умений у ребёнка с расстройствами аутистического спектра. Коррекционную работу по формированию коммуникативных навыком с «детьми дождя» необходимо начинать как можно раньше, так как требуется очень длительное взаимодействие с ребёнком многих специалистов (врач – психиатр, учитель – логопед, учитель – дефектолог, психолог, воспитатель, музыкальный руководитель). Даже в условиях комплексной, целенаправленной педагогической работы развитие коммуникативные навыков таких детей происходит очень медленно. Педагогическая работа с детьми, страдающими ранним детским аутизмом, очень длительна и кропотлива.
Коррекция детского аутизма включает в себя не только специальные психологические и педагогические занятия с ребёнком, но и создание особого режима дня такого ребёнка.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.12.2022
Дата обновления: 19.12.2022
Дата публикации: 18.05.2021