Игры, способствующие речевому и познавательному развитию детей

07.04.2022

Одной  из основных целей  в речевом развитии ребенка является развитие его связной речи, умение правильно составлять предложения, использовать в речевом высказывании различные части речи и  разные формы слова. Большую роль в  успешном достижении этой цели имеют речевые игры. Все эти игры способствуют не только речевому, но и познавательному развитию ребёнка.

«Найди картинке место».
Цель: Учить соблюдать последовательность хода действия. Формировать умение составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.
Материал: Наборы серий картинок для составления рассказов.
Ход игры: Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок.

«Хорошо — плохо».
Цель: Познакомить детей с противоречиями окружающего мира. Развивать связную речь, воображение, ловкость.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Мир не плох и не хорош — объясню, и ты поймешь.
Взрослый задают тему обсуждения. Ребёнок, передавая мяч по кругу, рассказывает, что, на его взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.

Вариант «Нравится не нравится» (о временах года, явлениях природы).
Взрослый: зима.
Ребёнок: мне нравится зима. Можно кататься на санках, очень красиво, можно лепить снеговика. Зимой весело. Мне не нравится, что зимой холодно, дует сильный ветер.

Взрослый: дождь.
Ребёнок: дождь — это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо — намочит нас, бывает холодным.
Взрослый: город.

«С чего началась история?»
Цель: Учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.
Материал: Серия сюжетных картинок.
Ход игры:
Ребенку предлагается составить рассказ. Опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.

 «Какая картинка не нужна?»
Цель: Учить находить лишние для данного рассказа детали.

Материал: 2 серии сюжетных картинок.
Ход игры:
Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку добавляют из другого набора. Ребёнка просят найти лишнюю картинку, убрать ее, а затем по серии картинок составить рассказ.

«Почемучкины вопросы»
Ход игры: Взрослый задаёт ребёнку вопрос, который начинается со слов «почему» или «для чего» и предлагает на него ответить.
1. Почему птицы улетают на юг?
2. Почему наступает зима?
3. Почему ночью темно?
4. Почему зимой нельзя купаться в реке?
5. Почему летом жарко?
6. Почему заяц зимой белый?
7. Почему дома нельзя играть с мячом?
8. Почему из трубы идет дым?
9. Для чего в доме нужны окна?
10. Почему листья на деревьях появляются весной?

 «Расскажи о профессии»
Цель: Учить составлять небольшие рассказы о людях разных профессий;Хочу такой сайт

Материал: Серия предметных картинок с изображением людей разных профессий.
Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку рассказать об одной из профессий. Предварительно взрослый сам составляет рассказ об одной из профессий : «Это доктор. Он лечит людей. Каждому больному он прописывает разные лекарства. Доктор смотрит горло, измеряет температуру, делает уколы. Доктор может работать в поликлинике, в больнице, в детском саду».
Следуя образцу, дети составляют по картинкам короткие рассказы о профессии продавца, парикмахера, летчика и т.д.

«Пойми меня»
Цель: Развивать у детей умение составлять короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.
Материал: Коробка с предметными картинками.
Ход игры:
Взрослый показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты.
— Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени).
Дальше взрослый объясняет детям, что когда он подойдет к кому-то, то этот ребенок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на нее, но никому не показывать и не говорить, что на ней изображено. После того, как все игроки вытянут себе по одной картинке, взрослый спрашивает детей, хочется ли им узнать, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда взрослый говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя. Затем взрослый рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось взрослому.
После этого дети рассказывают про свои подарки по очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку. Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.

 «Если бы…»
Цель: Развивать у детей связную речь, воображение.
Ход игры:
Педагог предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:
«Если бы я был волшебником, то …»
«Если бы я стал невидимым …»
«Если весна не наступит никогда …»

 «Закончи сказку»
Цель: Развивать у детей воображение, связную речь.
Ход игры:
Взрослый рассказывает детям начало сказки или рассказа, затем просит ребёнка придумать продолжение или  концовку сказки.

«Пословицы, поговорки»
Цель: Развивать логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать делать выводы.
Ход игры:
Ребенок должен объяснить значение, смысл пословицы, поговорки, затем повторить ее четко, выразительно.
— Скучен день до вечера, коли делать нечего.
— Аккуратность человека красит.
— Маленькое дело лучше всякого безделья.
— За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 19.12.2022

Дата обновления: 19.12.2022

Дата публикации: 07.04.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».