18.12.2019
Заикание как одно из выраженных речевых расстройств известно с древних времен. Оно имеет относительно широкую распространенность и трудность в излечении. Заикание обычно возникает в возрасте 2- 5 лет.
С чего начать устранение заикания?
1. Консультация невролога или психиатра.
2. Дыхательные упражнения.
Формирование нижнедиафрагмального дыхания. Сначала упражнение выполняется лежа: выполня-ется вдох с одновременным выпячиванием мышц живота (надуваем живот), выдох -мышцы живота втягиваются в себя. 18-20 упражнений 3-4 раза в день. По мере усвоения навыков упражнение вы-полняется в положении сидя и стоя.
3. Голосовые упражнения.
1.После вдоха на плавном выдохе тянуть М (5-7 раз).
2.После вдоха на плавном выдохе поочередно протянуть А, О, У, Ы, Э, И.
3.После вдоха на плавном выдохе по.очередно тянуть МА, МО, МУ, МЫ, МЕ, МИ.
4.После вдоха тянуть по два гласных: АААООО, АААУУУ и т.д. Потом тянуть по три гласных АААОООУУУ в разных сочетаниях.
6.Потом тянуть по два гласных два раза на одном выдохе: АААОООАААООО.
Дыхание и голос не прерывать. Упражнения надо начинать после вдоха: Сначала вдохни, а потом говори.
4. Артикуляционные упражнения— гимнастика для языка, губ, нижней челюсти.
5. Ритмические упражнения.
1.Отхлопывание под счет до 2,3, и т.д.до 10. На первом этапе считают родители. На втором- ребенок вместе с родителями. Название цифр звучит слитно: ОДИНДВА, ОДИНДВАТРИ и т.д. Голос звучит постоянно, не прерываясь, все слова произносятся слитно на выдохе, выделяется при этом ударный гласный.
2.Шагистика под счет (аналогично отхлопыванию).
3.Отбивание мяча под счет (аналогично отхлопыванию).
4.Лесенка. Вдох- считаем до 2 (подняться на две ступеньки), до 3 и т.д. до 10 на одном выдохе.
6. Упражнения на расслабление, снятие мышечного напряжения.
1. «Деревья шумят»- поднять руки над головой и помахать ими в обе стороны. Кисти, конечности расслаблены.
2. «Полоскание белья»- наклониться вперед и опустить руки. Раскачивать корпус в стороны- рас-слабленные руки тоже приходят в движение.
3. «Бабочка»- руки в стороны на ширине плеч, они расслаблены. Помахать ими несколько раз.
4. «Моряк»- раскачиваем корпус из стороны в сторону, при этом переступаем с одной ступни на другую (походка моряка). Расслаблен весь корпус.
7. Массаж воротниковой зоны (шея и плечевой пояс).
8. Речевые правила.
Чтобы уменьшить или устранить элементы заикания, нужно выполнять следующие речевые правила:
1.Речь начинать только после вдоха. Во время речи воздух берется только ртом. Вдох легкий, бес-шумный, короткий и глубокий. Плечи при вдохе не поднимать.
2.Замедленная речь. .Нужно в каждом слове выделять ударный гласный звук.
3.Слова в предложении, фразе произносятся слитно, без паузы между ними, они звучат как одно слово: ЭТОМЯЧИК. Между словами во фразах вдох не делать!
4. Громко не говорить.
5.При произношении одновременно работает кисть расслабленной руки (пальцы расслаблены, чуть согнуты). Удары производятся синхронно словам.
6.Следить, чтобы во время речи ребенок не был напряжен.
9. Поведение родителей с заикающимся ребенком.
1.Говорить с ребенком спокойно, неторопливо.
2.Не показывать своего волнения по поводу проблемы.
3.Не провоцировать речь своими вопросами.
4.Создать ситуацию, чтобы ребенок на первых порах меньше разговаривал.
5.Соблюдение режима дня. Достаточный сон.
6.Не перегружать ребенка впечатлениями.
7.Спокойная обстановка дома.
8.Не потакать капризам ребенка, не наказывать физически.
9.Не упоминать слово «заикание».
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 16.12.2022
Дата обновления: 16.12.2022
Дата публикации: 18.12.2019