12.12.2022
21.03.2022
Культурно-гигиенические навыки — это навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.
Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности и порядку.
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так вредные формируются в детстве. Вот почему так важно в самого раннего детства воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закрепить их, чтобы они стали привычками.
Основополагающую роль в воспитании полезных привычек играет родительский пример. Ребенок автоматически усваивает принятые в семье правила. Именно в семье, за общим столом у ребенка вырабатываются (или не вырабатываются) хорошие манеры. Если родители не моют руки перед едой, то не стоит ждать от ребенка иного поведения. Дети быстро перенимают манеру поведения взрослых: если родители говорят с набитым ртом, сидят, развалившись, кладут локти на стол или едят руками, то вряд ли можно требовать от малыша иного поведения. За столом абсолютно все имеет значение: не только что мы едим, но и как мы это делаем. Ребенок — это зеркальное отражение взрослых.
Гигиеническое воспитание детей заключается в рациональном использовании условий внешней среды, сообщения детям элементарных гигиенических навыков и формирования на их основе привычек, способствующих укреплению здоровья, физическому развитию, а так же воспитанию культуры поведения. Для решения этих задач необходимы совместные усилия медицинского, педагогического персонала детского учреждения, а так же родителей. В детском саду гигиеническое обучения проводится как индивидуально с каждым ребенком, так и коллективно, со всей группой в целом. Специальных занятий не планируется, но гигиеническое воспитание постоянно осуществляется в повседневной жизни детского сада.
По мере роста и развития детей самостоятельность и активность их увеличивается. Это естественно учитывается, поэтому в младшем дошкольном возрасте обучения строится на совместных действиях взрослого и ребенка, показе, объяснении.
В первый младшей группе ребенок пытается мыть руки сам, взрослый помогает ему, показывая и объясняя как нужно вымыть руки. Напоминать, что это надо делать перед едой и после загрязнения.
Так же постоянно необходимо приучать детей пользоваться своим полотенцем: показать, как нужно держать полотенце, как вытираться.
По окончании умываний взрослый обращает внимание детей на внешний вид, отличает, что они стали чистыми, аккуратными. Малыши очень любят, когда взрослые замечают их достижений, и в следующий раз будут стараться еще лучше.
Культурно — гигиенические навыки формируются у детей и в процессе питания: это умение самостоятельности и аккуратно есть, правильно держать ложку.
Повседневные упражнения, позволяют научить детей к 3 годам есть быстрее, опрятнее. Готовясь к обеду или к завтраку, хорошо обратить внимание детей на то, как чисто на столах, напомнить, что надо есть аккуратно, не проливать.
Также необходимо приучать детей пользоваться салфеткой. Обязанность родителей — постоянно закрепить гигиенические навыки. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример во всем, требуя от него выполнения определенных правил. В одевании и раздевании дети 3 года жизни первоначально проявляют большую беспомощность. У воспитателя и у няни уходит много времени, прежде чем дети научатся самостоятельности.
Обучая ребенка одеваться, взрослый одновременно побуждает активно действовать в самом процессе одевания: надеть колготки, штаны, сапожки, достать из шкафа пальто и т.д. Главное нужно отличать успехи ребенка.
В семье должно быть созданы условия для выполнения гигиенических рекомендаций. Ребенку следует выделить место для сна, игр и занятий ( кровать, стол, стул).
Дети в первой младшей группы к концу учебного года должны овладеть следующим культурно гигиеническими и трудовыми навыками.
- Навыки личной гигиены.
— с помощью взрослых ребенок моет руки перед едой и после загрязнения вытирает их.
— моет лицо, пользуется индивидуальным полотенцем, носовым платком;
— вытирает ноги у входа.
- Навыки самообслуживания.
— снимает и надевает одежду в определенном порядке, расстегивает и застегивает пуговицы спереди, складывает одежду, расшнуровывает ботинки.
— замечает неопрятность в одежде, с помощью взрослых приводит себя в порядок.
- Навыки культуры еды.
— ребенок ест самостоятельно, опрятно.
— держит ложку в правой руке.
— пользуется салфеткой.
- Навыки трудовой деятельности.
— выполняет простейшие поручения взрослых,
— помогает вынести на площадку игрушки,
— принести и убрать материал для занятий,
— помогает няни поставить стулья к столам, принести тарелки с хлебом;
— раскладывает карандаши, убирает игрушки,
— собирает на участке палочки, камешки, листву.
А.С Макаренко, обращаясь к родителям писал: «Ваше собственное поведение — самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или получаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его каждый момент жизни вашей, даже тогда, когда вас нет дома».
Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, читаете книги, газеты — все это имеет для ребенка большое значение.
27.02.2022
В преддверии праздника «День Защитника Отечества»в группах «Умелые ручки», «Веселые нотки», «Капельки»,» «Лучики»,» «Пчелки», «Витаминки», «Карапузики» и «Мечтатели». Прошлор ежегодное, традиционное мероприятие, военно-патриотическая игра «Зарница». С разными военными песнями проследовали строевым шагом на «поле сражения». Перед юными бойцами была поставлена важная задача: необходимо найти флаг России. После построения юные «бойцы» приступили к прохождению задания по этапам. «Разведчики», «Снайперы», «Связисты» , «Полевой госпиталь», «Минное поле». Пройдя все испытания «бойцы» наконец нашли флаг и доставили генералу.
Мероприятие прошло весело. Ребята успешно справились со всеми заданиями и показали своею ловкость, сноровку, дружескую поддержку и взаимопомощь.
10.02.2022
Независимо от погоды за окном, ребенок каждый день должен дышать свежим воздухом. И если летом проблем с прогулкой нет, то зимой не каждый ребенок с удовольствием бежит на улицу. Одни быстро замерзают, другим становиться скучно. Сделать так что б ребенку было весело и тепло проводить свободное время на улице родителям помогут зимние забавы. В нашей статье мы собрали 7 игр, которые заставят малыша и его родителей полюбить зиму.
Топ 7 игр для прогулок с ребенком зимой:
- Рисуем снежных ангелов. Во время игры ребенку лишь нужно лечь на чистый сугроб и развести руки в стороны. Двигая руками и ногами в стороны, он будет оставлять на снегу следы, которые со стороны будут напоминать силуэт ангела. После окончания игры важно аккуратно встать и не испортить рисунок. Результат, как и сам процесс, можно запечатлеть на камеру.
- Лепим снеговика Если на улице стоит липкий и рыхлый снег – это отличный повод слепить снеговика или снежную бабу. Для этой игры понадобится стандартный набор инструментов – много снега, алюминиевое или любое другое ведро, метла, морковь и несколько угольков для глаз. Если под рукой есть секундомер, веселая игра превращается в не менее увлекательное соревнование между взрослыми и детьми. Можно слепить снеговика на скорость или качество, а по итогам собрать общую огромную снежную скульптуру, которая украсит двор.
- Ищем следы. Для этой игры лучше выбраться в парк или лес, где можно подышать чистым воздухом и попробовать поискать зверей. Зимой в лесу очень много сугробов и нехоженых троп, где можно наткнуться на следы птиц и мелких животных. Предварительно лучше изучить их в интернете или распечатать на бумаге, так будет проще понять, кто оставил следы. Чтобы развлечь ребенка в зимнем лесу, можно предварительно вырезать из плотного картона лапу динозавра, медведя или снежного человека, прикрепить ее на длинную палку и оставить отпечатки на снегу. В конце игры можно составить дорожки из собственных следов и оставить загадку для следующей компании, которая приедет погулять в лесу.
- Ставим ворота. Любимую зимнюю забаву можно превратить в соревнование на ловкость. Для этого нужно в конце горки установить своеобразные воротца из снега или веток. Во время игры ребенок или взрослый должен спуститься с горки и проехать в ворота, не сбив их. Для развития скорости можно использовать ледянку, тюбинг или снегокат.
- Выбираем царя горы. Для этой игры снова понадобится горка или высокий сугроб. Задача игроков – первыми взобраться на вершину и провозгласить себя «царем» горы. Победитель должен удерживать свой «трон» и мешать другим игрокам занять его место. Во время игры дети будут много толкаться и падать, поэтому она должна проходить в безопасных условиях. Желательно, чтобы вокруг горки был только мягкий снег, а не здания, конструкции и деревья.
- Устраиваем гонки на санках. Развлечь ребенка во время зимней прогулки можно с помощью обычных санок или снегоката. Во-первых, катание на санках уже само по себе является интересным развлечением. Во-вторых, санки – это транспортное средство, на котором можно преодолевать большие дистанции и неглубокие сугробы. Если на прогулку вышло несколько детей, можно устроить игры на скорость и выносливость. Для этого каждый «экипаж» разбивается на «везущих» и «наездников». В игре могут участвовать полные составы или только «наездники», задача которых быстрее других добраться до финиша без посторонней помощи, отталкиваясь только своими ногами.
- Устраиваем пикник. Простую зимнюю прогулку можно легко превратить не только в веселую игру, но и в семейный праздник. Для этого понадобится большой термос с горячим чаем, перекус и теплые пледы. Можно выехать в парк или за город, расстелить пледы и устроить семейный обед на фоне лесного пейзажа. После перекуса можно занять детей любимыми играми или устроить семейную фотосессию.
09.02.2022
Игра дартс известна уже много сотен лет. Главная цель подобной игровой формы развлечения – попасть острым дротиком точно в сектор мишени. При точном попадании в мишень они зарабатывают определенные очки. Побеждает в данном соревновании тот, кто сможет набрать больше всего очков.
Игра в дартс достаточно подвижная, а значит, полезна для активности малыша.
Кому-то все время придется считать полученные очки, поэтому дети смогут учиться удерживать в голове полученный счет, а значит, будет хорошо развиваться техника устного счета.
Ребенку нужно будет хорошо прицелиться, и в этом плане дартс позволяет развивать хладнокровие и серьезную выдержку.
Дартс – это на самом деле увлекательное развлечение с многовековой историей. Можно устраивать настоящие чемпионаты у себя дома или на открытой площадке.
Вот и в нашем детском саду прошел очередной турнир по Дартсу, в соревнованиях принимали участие дети старшей группы №7 «Веселые нотки» и в подготовительной группы №12 «Мечтатели». Все участники соревнования показали мастерство владения дротиками, ловкость, меткость и свое стремление к победе. По результатам соревнований дети показали очень хорошие результаты.
Всем огромное спасибо.
08.07.2021
Догони обруч
Предложите ребенку догнать катящийся обруч, запущенный вами. В игре существуют свои правила: бежать за обручем можно только после команды: «Догоняй» и успеть поймать его, пока он катится. Научите малыша, толкая, катить обруч. Устройте состязание — кто быстрее докатит свой обруч до намеченной цели. Тот, кто не удержал свой снаряд, считается проигравшим.
Прыгни через ручей
Начертите две параллельные полосы. Объясните ребенку, что это — ручей. Он глубокий, поэтому переходить его нельзя, а надо перепрыгнуть. Следите, чтобы, прыгая, малыш отталкивался от пола обеими ногами.
Перейди речку
Начертите на асфальте широкую полосу — реку с кругами внутри — кочками. Предложите малышу перейти реку, прыгая по кочкам. Усложняя задание, пронумеруйте каждый круг и попросите ребенка наступать на кочки в порядке возрастания обозначенных чисел.
Стоп!
Начертите на асфальте круг, разбейте его на секторы Каждый сектор обозначьте буквой или цифрой. Ребенок бегает по кругу до тех пор, пока вы не скажете: «Стоп». Малыш останавливается и называет букву или цифру сектора в котором он стоит. Усложняя задачу, в каждом отделении можно написать простые арифметические действия на сложение и вычитание. В этом случае остановившийся должен произвести расчеты и назвать правильный ответ.
Встань на место
Начертите круг на асфальте. Ребенок становится в центр окружности и закрывает глаза. Вы подаете ему команды: «Сделай пять шагов вперед, повернись направо, теперь налево». После выполнения команд малыш должен представить, в каком он положении и проделать необходимые действия, в данном случае сделать пять шагов назад, чтобы вернуться в круг.
Игра способствует развитию координации, двигательной памяти.
Помоги белочке
Белочка попросила малыша помочь ей собрать грибы на зиму и сложить их в корзину. Подготовьте карточки с изображением грибов или вырежьте их силуэты из картона. Корзинку подвесьте так, чтобы ребенку пришлось подпрыгивать, складывая в нее грибы. Предложите ребенку подпрыгивать, отталкиваясь сначала двумя ногами, затем — одной. Класть грибы в корзину можно поочередно правой и левой рукой. Если игра проводится на улице, вместо грибов в корзинку, висящую на дереве, можно складывать листья, веточки, камни.
Упражнение развивает координацию движений, укрепляет мышцы ног.
По дорожке
Начертите дорожку длиной 3—4 метра. В конце ее положите мячик. Предложите ребенку допрыгать по дорожке до мячика, а, взяв его, прокатить по этой же дорожке обратно. Усложняя задание, можно попросить малыша попрыгать на одной ножке, катить мяч ногой.
23.06.2021
Лето справедливо считают наиболее благоприятным временем для укрепления здоровья и физического развития детей. Обилие тепла и света, огромный выбор свежих овощей, фруктов, ягод, возможность носить облегченную одежду и обувь, проводить большую часть свободного времени на воздухе, в природных условиях — все это (и многое другое) дарит нам летняя пора.
Вместе с тем, проведет ли ребенок лето с пользой для своего здоровья и развития, во многом зависит от его родителей.
Поэтому стоит вспомнить некоторые рекомендации для летнего периода:
В жаркий день одевайте малышей в лёгкую, не стесняющую движений, светлую одежду, из ткани, хорошо пропускающей воздух, влагу, тепло. Девочку — в свободное платьице, мальчика в — рубашку прямого покроя, шорты. Проверьте, не слишком ли тугая на них резинка, лучше продёрнуть её сзади. Чем больше будет открыто тело ребёнка, тем лучше.
За городом, в парке малышу достаточно трусиков. Обувь тоже нужна лёгкая и светлая, но обязательно с задником и плоским каблуком.
Лакированная обувь не для жаркого дня, она не пропускает воздух, нога в ней потеет. Панамка нужна ребёнку только на солнце, в тени пусть голова остаётся непокрытой.
Залог здоровья
Тщательный уход за детьми летом — основная задача охраны их от заболеваний. Загрязнение кожи приводит к закупорке пор, через которые выделяются продукты распада, вредные для организма.
Кроме того, вместе с пылью и грязью через кожу проникают в организм микробы, вызывающие различные заболевания. Прежде всего, следует следить за чистотой рук, так как ребёнок может грязными руками прикасаться к пище, занести на продукты возбудителей острых кишечных заболеваний. Нужно приучить детей мыть руки после туалета и перед едой, тщательно намыливать, тереть и смывать мыльную пену, предметы ухода за ребёнком следует промывать после каждого использования с последующим кипячением, молоко и воду для питья обязательно кипятить, овощи и фрукты промывать сначала холодной водой, затем обдать кипятком.
Солнечные ванны
Как только пригреет солнце, каждый стремится подставить своё лицо его ласковым лучам, чтобы поскорее загореть.
Ультрафиолетовое облучение улучшает состав крови, разумная «солнечная закалка» повышает сопротивляемость организма к различным заболеваниям, оказывает тонизирующее и укрепляющее свойства. Солнечные ванны принимаются на открытой местности. При этом на организм воздействует суммарный поток солнечной радиации прямых и рассеянных лучей солнца.
Воздушные ванны
Воздушные ванны принимают в местах, защищенных от прямых лучей солнца зеленью деревьев, экранами из фанеры и ткани. Воздушные ванны для детей особенно эффективны, если они проводятся не в покое, а в движении. Для них выбирается ровная площадка, защищенная от ветра. Начинать ванны можно тогда, когда установится теплая, безветренная погода с температурой воздуха не ниже 18-20 градусов. Одежда детей облегчается постепенно и по мере их привыкания может быть доведена до одних трусиков. Продолжительность воздушной ванны для детей 3 — 5 лет: от 5 до 10 минут. В зависимости от температуры наружного воздуха и от силы ветра во время воздушной ванны дети выполняют упражнения большей или меньшей подвижности. Ночью окно в комнате, где спит ребенок, окно нужно оставлять открытым всегда.
Закаливание водой
Закаливание водой летом можно проводить в самых разнообразных условиях. Преимущество его перед другими средствами закаливания заключается в том, что оно легко дозируется. Водная процедура, кроме обще оздоровительного влияния на детский организм, имеет также гигиеническое значение. Водная закаливающая процедура проводится с обязательным измерением температуры воды термометром. Температура воды для младших детей вначале +36 градусов. Через каждые три дня температура воды снижается на один градус и доводится постепенно до +18 градусов. После обливания дети досуха растираются полотенцем и одеваются. Купание в реке, озере доставляет детям удовольствие, способствует всестороннему развитию их организма и формированию таких черт личности, как смелость и выдержка.
Начинать купание можно проводить при температуре воды не ниже +22 градусов и температуре воздуха +24-26 градусов. Продолжительность купания — до 5 минут. Чтобы купание оказало наиболее благоприятное воздействие, рекомендуется выполнять в воде разные движения. После купания ребёнка нужно вытереть полотенцем и одеть.
07.06.2021
Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой – он сам нуждается в движении и охотно выполняет все новые и новые задания. Ни в коем случае не следует принуждать ребенка к выполнению того или иного движения или прекращать занятия в скучный урок. Дети 3-го года жизни еще не испытывают потребности учиться в буквальном смысле слова. В связи с этим занятия должны проходить в виде игры. Постепенно вовлекайте ребенка во все новые игры и забавы, систематически повторяя их, чтобы ребенок закрепил изученные движения. Прекрасно, если ободрите ребенка похвалой, удивитесь тому, какой он крепкий, ловкий, сильный, сколько он уже умеет.
Пробудить у ребенка интерес к занятиям поможет также демонстрация его умений перед остальными членами семьи ил же его сверстниками. Так постепенно у ребенка развивается уверенность в своих силах и стремление учиться дальше, осваивая новые, более сложные движения и игры.
Если у ребенка нет желания заниматься, проанализируйте причины такого негативного отношения к занятиям, чтобы в дальнейшем создавать более благоприятные условия. Кроме похвалы и поощрения, стимулом для детей может служить и убедительное объяснение, почему так необходимы занятия физкультурой (чтобы он не был похож на неуклюжего медвежонка, чтобы его не перегнали другие дети и т. д.).
Активный интерес к физическим упражнениям пробуждают у детей разнообразные игрушки и предметы, которые имеются в доме: мячи, обручи, кегли, скакалки, кубики, а также санки, лыжи, надувные игрушки, качели, лесенки. Дети, которые лишены таких игрушек, имеют, естественно, меньший двигательный опыт, а потому и менее ловки и проворны, менее подвижны и смелы, у них замедленная реакция. Ребенку нужно представить возможность что-нибудь катать, бросать, брать предметы разных величин, формы и цвета, безопасно лазать, взбираться по лестнице, качаться и т. п.
К сожалению, в современных квартирах нет условий для полноценного двигательного развития ребенка, поэтому родителям следует создать все необходимые условия на улице, покупать разнообразные игрушки, которые бы непосредственно побуждали детей двигаться. Часто в семье склонны приобретать очень дорогие, но совершенно бесполезные для здорового роста ребенка игрушки.
В связи с этим помните: чем лучше вы научите ребенка радоваться движению и пребыванию на природе, тем лучше подготовите его к самостоятельной жизни.
02.06.2021
Вот что рекомендуют специалисты по части закаливания детей.
Пусть всегда будет солнце! Родители должны знать назубок: солнечный свет совершенно необходим для нормального развития ребенка. Возникающие при его недостатке нарушения естественного образования витамина «Д» в коже, расстройства фосфорно-кальциевого обмена приводят к заболеванию рахитом, ослаблению всего организма. Вместе с тем избыток солнечных лучей тоже неблагоприятно отражается на детском организме. Следовательно, рекомендации о разумном использовании облучений должны особенно тщательно выполняться по отношению к детям.
Ни в коем случае не допускайте слишком длительного пребывания детей под палящими лучами солнца. Во время прогулок и при солнечных ваннах голова ребенка должна быть всегда прикрыта легким светлым головным убором.
Детей, не достигших 1 года, нельзя подвергать облучению прямыми солнечными лучами. В этом возрасте гораздо полезнее закаливание рассеянным солнечным светом. Детям постарше после облучения рассеянным светом можно разрешить пребывание под прямыми лучами солнца.
Закаливание солнцем лучше всего проводить во время прогулок или спокойной игры детей в утренние часы. Следите за тем, чтобы ребенок не «обгорел». Первое время солнечные ванны малышу удобнее принимать в легкой одежде – белой панаме, светлой рубашке и трусах. Через 3-4 дня вместо рубашки наденьте майку, еще через несколько дней он может принимать процедуры голышом. Длительность первых сеансов 1-4 минуты (по 1 минуте на спине, животе, правом и левом боку). Затем каждые 2-3 дня прибавляйте по 1 минуте на каждую сторону тела. Таким образом, длительность солнечных ванн доводится для 3-4-летних детей до 12-15 минут, 5-6-летних – до 20-25 минут и для 5-7-летних – до 20-30 минут.
После солнечной ванны желательно сделать обливание или другую водную процедуру. Детям, как правило, достаточно принимать солнечную ванну 1 раз в день. И еще один узелок на память мамам и папам: во время закаливания солнцем постоянно следите за поведением ребенка. При появлении сердцебиения, головной боли, вялости закаливание прекратите и обратитесь за советом к врачу. Если же причин для беспокойства нет, постарайтесь использовать любую возможность для облучения ребенка солнечным светом.
В осенне-зимний период для профилактики «светового голодания» у детей полезно использовать облучение от искусственных источников ультрафиолетовой радиации под наблюдением медицинского персонала.
А как закалять детей водой? Купание в открытых водоемах – самый лучший способ закаливания в летнюю пору. Начинать могут дети с 2-3-летнего возраста, но только после предварительного закаливания воздухом и водой.
Температура воды должна быть не менее 22-23 градусов, воздуха – 24-25 градусов. Время пребывания в воде на первых порах составляет 3 минуты, а затем изо дня в день увеличивается до 6-8 минут. Купаться достаточно один раз в день. Лучшее время для этого: в средней полосе – от 11 до 12 часов, на юге – от 9 до 11 часов. Когда дети приобретут определенную закалку, купаться можно и при несколько меньшей температуре воздуха, но не ниже 18 градусов.
Постарайтесь побыстрее обучить своего ребенка азбуке плавания. Во избежание несчастных случаев, тщательно выбирайте место для купания. Самое подходящее – с чистым песчаным дном, пологим спуском, со спокойном течением воды.
Внимательно следите за поведением ребенка в воде. После купания его необходимо насухо обтереть, быстро одеть, поиграть с ним, чтобы он в движении согрелся, а потом следует отдохнуть в тени.
Не забывайте о том, что детям с ослабленным здоровьем или недавно перенесшим какое-либо заболевание купаться можно только с разрешения врача.
11.04.2021
В каком возрасте отдать ребенка в спорт. Малышей до 3 лет в спортивные секции обычно не берут. Поэтому до этого возраста вы можете лишь приучать малыша к спорту самостоятельно – оборудуйте дома спортивный уголок, купите мячики, занимайтесь с ребенком гимнастикой. С 3-4 лет можно уже отправляться на занятия под присмотром тренера.
Когда ребенок подрастает и начинает активно двигаться, у многих родителей возникает закономерное желание отдать его в спортивную секцию.
В этом вопросе мамы и папы часто руководствуются своими личными предпочтениями, либо степенью удобства расположения секции относительно дома.
На что же в действительности нужно обращать внимание, выбирая спортивную секцию для ребенка?
Сначала нужно внимательно присмотреться к своему крохе. Может быть, он уже выказывает интерес к какому-то определенному виду спорта – спросите его об этом напрямую или покажите трансляции по телевизору.
Если с определением направления возникли сложности, поводите ребенка на максимальное количество секций и кружков. Где-то он точно «найдет своих».
В каком возрасте отдать ребенка в спорт
Малышей до 3 лет в спортивные секции обычно не берут. Поэтому до этого возраста вы можете лишь приучать малыша к спорту самостоятельно – оборудуйте дома спортивный уголок, купите мячики, занимайтесь с ребенком гимнастикой.
С 3-4 лет можно уже отправляться на занятия под присмотром тренера. Этот возраст очень хорош для развития координации и гибкости – предложите девочке занятия аэробикой, художественной гимнастикой, балетом, теннисом, акробатикой. Мальчикам можно попробовать футбол, теннис и хоккей.
Особенности развития в раннем возрасте
В 3-4 года стоит начать занятия для развития гибкости – в этот период тело ребенка наиболее податливо к растяжке. Также надо знать, что костный скелет в этом возрасте сформирован не окончательно, поэтому компрессионной нагрузки на позвоночник лучше избегать – прыжки и занятия спортивной гимнастикой стоит исключить.
Если вы не хотите, чтобы ребенок связал свою жизнь с профессиональным спортом, усердствовать в том, чтобы он был постоянно на занятиях, не стоит. На самом деле, до 5 лет для нормального здорового развития ребенку достаточно легких спортивных нагрузок и подвижных игр.
Выбираем вид спорта для малыша
Для того чтобы лучше понять, в каком виде спорта ребенок почти наверняка покажет отличные результаты, обратите внимание на его телосложение. Например, если ребенок имеет рост выше среднего, ему подойдет баскетбол, в то время как для гимнастики это скорее нежелательный показатель.
Специалисты выделяют несколько типов телосложения
Астеноидынй тип
Характеризуется худощавостью, ноги и руки обычно длинные, плечи узкие, мышцы выражены слабо. Таким малышам подойдут те виды спорта, где делается упор на выносливость и подвижность – например, спортивное плавание и художественная гимнастика.
Торакальный тип
Это обычно крепко сбитые малыши с неплохо выраженной мышечной массой, активные и подвижные. Отличительный признак – равная ширина плеч и грудной клетки. Из них выходят отличные футболисты и фигуристы.
Мышечный тип
Такие дети имеют крупный скелет и хорошо выраженную мышечную массу. Им подходят все виды единоборств, футбол, хоккей, водное поло.
Дигестивный тип
Такие дети имеют лишний вес (обычно «животик») и невысокий рост. По своей природе они не очень активны, но им может подойти гимнастика, единоборства и плавание.
18.06.2020
Охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое и психическое развитие детей – главная цель педагогической работы в ДОУ. Одна из важнейших задач является удовлетворение естественной потребности детей в движении. Суточная двигательная активность детей должна составлять определенное количество локомоций. Недостаточная двигательная активность неблагоприятно сказывается на растущем организме ребенка.
Задача педагога состоит в удовлетворении естественной потребности детей в движении. Свой внутренний мир дети выражают движением.
Совместно с инструктором по физической культуре разработаны методические рекомендации по организации обучения детей основным видам движений в условиях ограниченного пространства.
Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. Игра является незаменимым средством совершенствования движений; развивая их, способствует формированию быстроты, выносливости, координации движений. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность.
Велика роль подвижной игры и в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.
Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу.
В подвижных сюжетных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речью.
Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.
В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка.
Таким образом, подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых и физических качеств.
Отмечая разнообразное содержание детских игр, их свойств, характера, следует подчеркнуть, что общим во всех подвижных играх является творчество. Творческая деятельность свойственна только человеку. Она всегда социальна по содержанию и выражает свободу личности. Наивысшим уровнем детского творчества является придумывание новых подвижных игр по картинкам, по материалам знакомых художественных произведений и т.п.
Придумывание новых игр дается не всем детям. Причинами этого являются индивидуальные особенности, уровень двигательного и социального опыта, организованность педагогического процесса, не всегда достаточно побуждающего ребенка к творчеству. При умелом руководстве игрой можно значительно повысить творческий потенциал ребенка. Развивая, совершенствуя творчество детей в игре, мы воспитываем социально-активного, умного, разносторонне развитого человека, относящегося к любой деятельности вдумчиво и творчески. Развитие двигательного творчества формирует пытливый ум ребенка, заряжает его весельем, радостью, формирует стремление быть здоровым и крепким, готовым к решению сложных задач. Итак, в развитии творческой активности детей важное место отводится эмоционально-образной методике руководства воспитателя. Расширяя двигательный опыт детей, воздействуя образным словом на воображение, воспитатель стимулирует и направляет творчески-исполнительную деятельность. Главным мотивом детского творчества является стремление выражать свои переживания, впечатления, осваивать их в деятельности. Подвижная игра всегда требует от детей творческой активности: найти рациональные способы действий, самостоятельно принять правильное решение, найти выход из создавшейся игровой ситуации. Она является одним из источников детского творчества, даёт пищу детской фантазии, будит мысль
Дети отчётливо видят цель игры. У всех детей развивается воображение, но у каждого ребёнка оно проявляется по-разному, индивидуально. Важное место занимают сюжетные подвижные игры. Сюжетная форма деятельности способствует успешному формированию творческой активности. Дети способны увлечённо и самозабвенно заниматься доступными им видами творческой деятельности. Ребёнок способен выражать своё отношение к персонажам игры. Имея определённый запас знаний, умений и навыков, делает попытку придумывать варианты игр, придумывает сюжетные подвижные игры, вначале по аналогии с уже известными, а затем с новым содержанием. Постепенно руководя развитием творчества, воспитатель подводит некоторых из них к самостоятельному придумыванию игр.
К старшему дошкольному возрасту у детей накапливается двигательный опыт, происходит перестройка движений и действий. На первый план выдвигается самостоятельная ориентировка ребёнка в игровой ситуации, которая позволяет ему проявить инициативу и творчество. Хорошее овладение речью даёт ему возможность передачи замысла игры. Творческая активность у детей так же требует от воспитателя владения соответствующей методикой. Важную роль в развитии творческой деятельности играют привлечение их к составлению вариантов игр, усложнение правил. Дети придумывают не только варианты игр, правила к ним, но и с удовольствием сочиняют считалки, сплетают в игровой текст, стихи собственного сочинения. Таким образом, все дети старшего дошкольного возраста могут проявить инициативу и творчество в подвижных играх. Творчество в подвижных играх, особенно сюжетных, развивается постепенно: вначале дети создают комбинации движений, некоторые по аналогии с товарищами, а затем и самостоятельно. Варьируя сюжетные игры и подключаясь к придумыванию новых игр, дети сначала меняют название игры и вводят в неё какой-нибудь персонаж. Постепенно придумывают игры по литературным произведениям, запомнившимся кинофильмам, мультфильмам, телепередачам и, наконец, сочиняют свои. Под влиянием художественных произведений, сюжетных рассказов воспитателя, а так же выполнения детьми творческих заданий значительно возрастает интерес и творческое отношение детей к игровой деятельности. Однако, владение воспитателя соответствующей методикой содействует формированию творческой деятельности у большинства детей.
Творческие подвижные игры – это игры созданные (придуманные) самими детьми на основе картин, знакомых литературных произведений.
Для содержательного и эффективного проведения подвижных игр с детьми необходимо проводить большую подготовительную работу. Прежде всего, при обучении детей двигательным действиям следует формировать их творческую активность. Это обеспечит самостоятельность в применении двигательных навыков в игре. Важно также расширять знания и представления детей об окружающем. Для этого детей знакомят с действиями различных персонажей, читают соответствующую литературу, рассматривают картины. Необходимо проводить беседы, уточнять их представление об игровых персонажах, учить выделять в прослушанных сказках, рассказах эпизод с движениями, вызывая эмоциональное переживание, желание отобразить этот эпизод в игре. Желательно предложить данный эпизод в разных вариантах, привлекая детей к импровизации. В поисках решения тех или иных задач в подвижных играх детям предлагается придумать свое действие, не похожее на действия других детей, новые правила, решить по-своему двигательную задачу. Постановка соответствующих задач, их решение способствует не только сознательному, творческому движению, но и развитию умственных способностей детей.
Таким образом, в каждой подвижной игре творчество является обязательным компонентом. Целенаправленное, методически-продуманное руководство подвижной игрой значительно совершенствует, активизирует творческую деятельность детей, поднимая ее на более высокий социальный уровень. Поэтому методика руководства игровой деятельностью предполагает ведущую роль педагога, который направляет и формирует творческую деятельность.
Развитие двигательного творчества формирует пытливый ум ребенка, заряжает его весельем, радостью, формирует стремление быть здоровым и крепким, готовым к решению сложных задач. Итак, в развитии творческой активности детей важное место отводится эмоционально-образной методике руководства воспитателя. Расширяя двигательный опыт детей, воздействуя образным словом на воображение, воспитатель стимулирует и направляет творчески-исполнительную деятельность каждого ребенка.
18.02.2020
Установлено, что двигательная активность детей раннего возраста находится в прямой зависимости от формы стопы. Раннее распознание плоскостопия и своевременное его лечение путем общедоступных гимнастических упражнений помогут избавить детей от этого недостатка или, во всяком случае, уменьшить его. Поэтому профилактика плоскостопия в раннем возрасте имеет особое значение. Эта работа обязательно должна проводиться родителями дома.
Большую роль в профилактике плоскостопия имеет правильный подбор обуви для детей. Размер ее должен точно соответствовать форме и индивидуальным особенностям стопы, предохранять стопу от повреждений, не затруднять движений и не вызывать чрезмерного давления на суставы, сосуды и нервы стоп. Обувь не должна быть слишком тесной или просторной. Детям с плоской стопой не рекомендуется носить обувь без каблуков на тонкой подошве. Высота каблука для детей раннего и дошкольного возраста должна быть 1,5-2см.
Дети, страдающие плоскостопием, как правило, изнашивают внутреннюю сторону подошвы и каблука обуви.
Для предупреждения плоскостопия необходимо укреплять мышцы, поддерживающие свод стопы, что достигается применением общеразвивающих и специальных гимнастических упражнений, которые являются наиболее активным терапевтическим средством, не только компенсирующим дефекты стоп, но и исправляющим ее конфигурацию и резко повышающим функциональные возможности.
Профилактические упражнения, укрепляющие свод стопы, должны включаться в занятия утренней гигиенической гимнастикой, использоваться на физкультурных занятиях, на прогулках, в подвижных играх.
Главное назначение корректирующих упражнений – активное планирование стопы (положение стопы на наружном крае), укрепление всего связочно-мышечного аппарата стопы и голени на фоне общего развития и укрепления организма ребенка. Нужно выработать жизненно необходимые двигательные умения в беге, прыжках, лазании, метании, в выполнении упражнений в равновесии, в подвижных и спортивных играх.
Специально подобранные общеукрепляющие упражнения служат фундаментом, на котором строится локальная коррекция стопы.
Упражнения для коррекции стопы
- Ходьба на носках в среднем темпе в течение 1-3 минут.
- Ходьба на наружных краях стоп в среднем темпе в течение 2-5 минут.
- Медленная ходьба на носках по наклонной плоскости.
- Ходьба по палке.
- Катание мяча поочередно одной и другой ногой.
- Катание обруча пальцами ног (поочередно) в течение 2-4 минут.
- Медленные приседания на мяче с опорой на стул или, балансируя разведенными в стороны руками.
- Медленные приседания на гимнастической палке с опорой на стул.
- Сгибание и разгибание стоп в положении сидя на стуле.
- Захват, поднимание и перекладывание палочек, кубиков или небольших бумажных, тканевых салфеток пальцами ног в течение 1-3 минут (упражнение проводится поочередно одной и другой ногой).
Занятия лечебной гимнастикой и выполнение специальных гимнастических упражнений дают прекрасные результаты, улучшая форму и функцию стопы.
Таким образом, здоровье детей во многом определяется рациональным двигательным режимом, включающим привычную двигательную активность, организацию физического воспитания и закаливания дома и в дошкольном учреждении.
Для укрепления здоровья и предупреждения плоскостопия детям необходимо ежедневно делать утреннюю гимнастику, проводить закаливающие процедуры, практиковать прогулки, походы в лес, бег, прыжки, плавание, катание на велосипеде; в теплое время года ходить босиком по грунту, а закаленным – вплоть до бега по снегу; в зимний период года кататься на коньках и лыжах, организовывать подвижные игры.